14.03.2024
Речевые (логопедические) пятиминутки –
это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и
коррекции неречевых и речевых психических функций. Это непродолжительные по
времени игровые упражнения или задания, направленные не только на профилактику
речевых нарушений, а так же на совершенствование речевой моторики.
Продолжительность проведения 3-4 мин.
В структуре занятий они могут занимать
различное место. Проведенные в начале занятия, они выступают в качестве
увлекательного задания, быстро организующего воспитанников, активизирующего
зрительное и слуховое внимание. Проведённая в середине занятия логоминутка,
особенно в виде игры, даёт детям небольшую передышку, переключает их внимание,
активизирует другие анализаторы. Можно провести логоминутку и в конце занятия,
когда основная учебная работа завершена. Ребята с удовольствием «поиграют»,
даже не задумываясь о том, что от занятия к занятию эти «игровые минутки»
служат важной цели в профилактике и коррекции речевых нарушений.
Кроме того, логопедические пятиминутки
можно проводить и во время режимных моментов: перед приемом пищи, пока младший
воспитатель накрывает на стол, после прогулки, а также индивидуально по
рекомендациям логопеда.
Речевые пятиминутки способствуют
развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических
функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь:
формируется, расширяется, уточняется словарь;
формируется и совершенствуется
грамматический строй речи;
развивается фонематическая и
фонетическая системы речи,
развивается понимание речи,
диалогическая речь, речевое общение.
Подвижные игры и упражнения способствуют
всестороннему полноценному развитию двигательных способностей детей, обогащают
их двигательный опыт, развивают координацию движений, подражательность.
Речевые пятиминутки включают в себя игры
и упражнения, каждое из которых имеет свою цель. Это:
Артикуляционная гимнастика – это упражнения
необходимые для того что бы:
- улучшить кровоснабжение
артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных
органов;
-
укрепить мышечную систему языка, губ, щѐк;
- научить ребѐнка удерживать
определѐнную артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжѐнность)
артикуляционных органов;
- подготовить ребѐнка к правильному
произношению звуков.
Упражнения по развитию мелкой и общей
моторики. Упражнения способствуют развитию внимания, мышления, памяти,
оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Движения пальцев и кистей рук
имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на
развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Упражнения
способствуют развитию координации речи с движением, а так же улучшению
мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, ритмичности,
пластичности.
Упражнения на дыхание. Правильное
речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для
поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения
плавности речи и интонационной выразительности. Упражнения способствуют
развитию плавного и длительного выдоха, необходимого для правильного развития речи.
Упражнения на развитие эмоций направлены
на развитие мимической мускулатуры лица.
Упражнения на релаксацию способствуют
расслаблению мышечного тонуса.
Упражнение на развитие высоты и силы
звучания голоса, просодического компонента речи.
Главный принцип эффективности в работе –
это индивидуальный подход к каждому ребенку учитывая возрастные особенности и
уровень развития ребенка.
Данный вид деятельности способствует
положительной динамике в работе с детьми.
Воспитателям представлены картотеки
логопедические пятиминуток в бумажном и электронном виде.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.03.2024
Дата обновления: 20.03.2024
Дата публикации: 14.03.2024