РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ И КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
14.09.2020
В логопедии выделяют различные виды
речевых нарушений. Распространенными нарушениями являются:
· ФНР – фонетическое недоразвитие речи, при котором наблюдается расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.
Такие расстройства могут проявляться:
в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.
· ФНР – фонематическое недоразвитие речи, проявляется в нарушении фонематических процессов – способности правильно слышать и узнавать звуки, формировании звукового анализа и синтеза.
·
ФФНР –
фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
·
ОНР – общее недоразвитие речи, при котором
нарушаются все компоненты речи: фонетики, лексики, грамматики и связной речи.
·
ЛГНР –
лексико-грамматическое недоразвитие речи, при котором отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя
речи.
Если 5-летний ребенок хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво,
может оказаться, что у малыша общее
недоразвитие речи. Это сложный дефект, коррекция которого требует немалых
усилий со стороны логопеда, воспитателей и родителей.
Остановимся
подробнее на некоторых аспектах работы воспитателя, которой можно выделить два
основных направления:
- коррекционно-воспитательное
- общеобразовательное.
Другими
словами, воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей
речевого нарушения, а также процессов тесно связанных с ними, и, кроме того,
осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой
программой детского сада. Однако необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное –
является наиболее значимым, ведущим, а второе – общеобразовательное – подчиненным.
К коррекционным задачам воспитателя можно
отнести:
-
закрепление у детей речевых навыков на
индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
-
проведение фронтальных занятий по развитию речи;
-
пополнение, уточнение и активизация словаря детей в процессе всех режимных
моментов;
-контроль
за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
-
развитие у детей внимания и памяти – процессов, тесно связанных с речью;
-
развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики, связанной с речевой
функцией.
Коррекционные задачи логопеда:
- исправление
недостатков звукопроизношения (артикуляционная гимнастика, постановка,
автоматизация, при необходимости дифференциация звуков);
-
совершенствование фонематических процессов;
- коррекция
недостатков слоговой структуры слова;
-
отработка новых лексико-грамматических категорий;
-
обучение связной речи;
-
предупреждение нарушений письма и чтения.
Роль родителей в воспитании и обучении огромна. Участие родителей должно быть
систематическим, целенаправленным и активным. Наиболее высокие результаты по
устранению речевых нарушений получают те семьи, где мамы и папы полностью
вовлечены в помощь своему ребенку.
Также
очень важно медицинское воздействие.
При тяжелых нарушениях речи (ТНР) необходимо обследование у невролога, ЛОРа и
других специалистов, аппаратные обследования (МРТ, ЭЭГ и др.).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.09.2020
Дата обновления: 14.09.2020
Дата публикации: 14.09.2020