Консультация для педагогов ДОУ «Игровые приемы по формированию фонематического восприятия у дошкольников»

22.10.2020

В настоящее время значительная часть детей не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематических процессов.

Термин «фонематический слух» включает три операции:

- способность слышать заданный звук в слове;

- способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

- способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Термин «фонематическое восприятие» включает три операции:

- умение определять линейную последовательность звуков в слове;

- умение определять позицию звука в слове;

- подсчет количества звуков в слове.

Имея нормальный слух и интеллект, ребенок не в состоянии овладеть в полной мере фонематическими процессами. Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой  для подготовки к обучению грамоте.

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).

Ниже предлагаю разнообразный спектр игр направленных на развитие фонематического восприятия. Необходимо обратить внимание на широкое использование данных игр не только в НОД, но и в процессе режимных моментов.

 

Этапы развития фонематического восприятия

I.Развитие неречевого слуха

Упражнения для развития неречевого слуха развивают слуховую память и слуховое внимание (ребенок учится вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.) Даются задания на распознавание:

- звучащих инструментов и предметов (свисток, дудочка, барабан, погремушка, шелест листьев, комканье бумаги, переливание воды, резание ножницами);

- действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта);

- игры на узнавание товарищей, голосов других людей, животных.

Для полноценного формирования слухового внимания и слухового восприятия узнавание или различение звуков очень важно производить только на слух, исключая зрительный контроль, для этого используют экран, лист бумаги.

Игры с детьми для развития неречевого слуха:

«Что звучало?»

Демонстрировать звучание музыкальных инструментов. Ребенок слушает и запоминает их звучание. Потом закрывает глаза и на слух определяет, что звучало.

«Где стучит (звенит)?»

Ребенок отгадывает, откуда исходит звук.

«Угадай, чей голос?»

Ребенок поворачивается спиной к детям. Взрослый поет песенку:

Маша, ты сейчас в лесу, мы зовем тебя «Ау»,

Ну-ка, глазки закрывай, кто зовет тебя, узнай.

Ребенок угадывает, кто позвал.

Очень полезно  знакомить детей и с настоящими голосами животных и птиц, а потом проводить игры на их различение.

«Тихо-громко»

Взрослый играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Под громкое звучание дети бегут, под тихое – идут шагом (предлагаются разные варианты движений).

«Прохлопай как я»

Взрослый отстукивает рифмы на музыкальном треугольнике (или просто палочкой на столе), а ребенок отхлопывает (/ - //, // - // …)

 

II.Развитие речевого слуха (4-ый год жизни)

- различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов по высоте, силе голоса;

- различение слов, близких по звуковому составу;

- дифференциация фонем, слогов.

«Большой, средний, маленький»

Взрослый рассказывает сказку «Три медведя» сокращенно, произнося реплики то низким, то средним, то высоким голосом. Ребенок угадывает, кто это из медведей.

Вводят понятие «звук» (речи), в играх знакомим с органами артикуляционного аппарата. Люди умеют издавать (произносить) разные звуки. Например, девочка плачет: «А-А-А». У мамы болит зуб и она стонет: «О-О-О», и так далее. Из звуков образуются слова. Говорить звуки нам помогают губы, зубы и язычок. Рассматриваем вместе с ребенком, что делают губы, зубы и язык при произнесении тех или иных звуков.

Произнося гласные звуки, взрослый закрывает свой рот экраном (веером, карточкой, листом бумаги), чтобы ребенок выделял звук только на слух без зрительного подкрепления.

Игры на различение изолированных согласных звуков по звонкости - глухости. Взрослый предлагает ребенку послушать пару оппозиционных звуков звук, например, звук [С-С-С], обращает внимание, что он похож на свист водички в кране, потом послушать звук [З-З-З], обращает внимание ребенка, что это похоже на пение комарика. Затем взрослый произносит то звук  [З], то звук  [С]  и просит ребенка угадать, кого или что он слышит сейчас, комарика или водичку? Аналогично дифференцируется звучание других пар:

[ВВВ] - воет вьюга,  [ФФФ] - фыркает ежик.
            [ДДД] - стучит клювом дятел, [ТТТ] - стучат колеса вагона.
            [ГГГ] - гогочет гусь, [ККК] - капают капли дождя.             
            [БББ] - стучит барабан, [ППП] - пыхтит паровоз. 
            [ЖЖЖ] - жужжит жук, [ШШШ] - шипит змея и так далее.

Игры на умение слышать и различать звуки в словах. Ребенку предлагается хлопнуть или произвести какое-либо другое действие, когда он услышит в слове заданную звуковую «песенку». Например, ребенок внимательно слушает и «ловит» в словах песенку собачки (звук [Р-Р-Р]). При этом взрослый произносит серию слов: рыба, доска, окно, карман, стол, повар, роза, фонтан, горка … Другие варианты «звуковых песенок»:

            мычание коровы (звук М-М-М);    гудение комарика (звук З-З-З);

            шипение змейки (звук Ш-Ш-Ш);     жужжание жука (звук Ж-Ж-Ж);

            песенка ветра (звук В-В-В-В) и так далее.

Также можно использовать загадки, загадки-добавлялки на определенный звук в слове: Предлагает магазин эту обувь для машин (шины).

В него денежки кладут, за покупками идут (кошелек).

Неуклюже ходят мишки, им шагать мешают … (шишки).

Шить уже умею я, я – хорошая … (швея).

Игры на различение изолированных согласных звуков по твердости (сердитые звуки) - мягкости (ласковые звуки), например:(от 4 лет)

ü    [МММ] - мычит корова -  [Мь-Мь-Мь] - мычит теленок;

ü    [ННН] - ноет мальчик - [Нь-Нь-Нь] - ноет маленькая Нина;

ü    [ВВВ] - воет злая, сердитая вьюга - [Вь-Вь-Вь] - ласково поет маленький ветерок;

ü    [ФФФ] - фыркает большой еж - [Фь-Фь-Фь] - фыркает ежонок;

ü    [ППП] - пыхтит большой паровоз - [Пь-Пь-Пь] - ласково пыхтит чайник;

ü    [БББ] - стучит большой барабан - [Бь-Бь-Бь] - ласково стучит маленький бубен.

ü    [ТТТ] - стучат колеса вагонов - [Ть-Ть-Ть] - ласково тикает будильник;

ü    [ДДД] - стучит клювом большой дятел - [Дь-Дь-Дь] - стучит клювом маленький дятел;

ü    [ККК] - капают большие капли дождя - [Кь-Кь-Кь] - капают маленькие капли;

ü    [ГГГ] - гогочет большой гусь сердито - [Гь-Гь-Гь] - ласково гогочет гусенок;

ü    [ХХХ] - храпит дедушка - [Хь-Хь-Хь] - хихикает девочка;

ü    [ССС] - свистит сердито струя воды - [Сь-Сь-Сь]- свистит маленькая струйка водички;

ü    [ЗЗЗ] - звенит большой комар - [Зь-Зь-Зь] - звенит маленький комарик;

ü    [ЛЛЛ] - гудит сердито самолет - [Ль-Ль-Ль] - гудит маленький колокольчик.Хочу такой сайт

ü    [РРР] -  рычит злая собака - [Рь-Рь-Рь] -  рычит щенок.

«Алфавит»

Каждому ребенку присваивается какая–либо буква алфавита. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать. Игру можно провести выделяя первый или последний звук в слове.

«Охотники»

Взрослый предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков.

«Поймай жука»

Взрослый произносит ряд согласных звуков: р-ж-к-с-в-ф-ж-п-д-ж-к-ч… Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук ж – поймать жука (з  - поймай комара)

«Поймай звук»

Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [c] - “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”).

«Повтори правильно»

Взрослый кидает мяч ребенку и называет цепочку слогов, ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно (ми-ма-му, ра-пя-па, са-са-за ит.д.)

«Лишний слог»

Взрослый произносит ряд слогов: на – на –па – на (ва – фа – ва - ва), а ребенок определяет лишний.

«Какое слово лишнее?»

Взрослый отчетливо произносит слова, ребенок называет то, которое отличается от остальных: ком–ком – кот – ком, будка – буква – будка – будка, винт – винт – бинт – винт, канава – канава – какао – канава.

 «Внимательные ушки»

Взрослый произносит слова: вагон, агон, сагон, вагон, фагон;  Дети поднимают руку, если слово сказано неправильно, хлопают в ладоши, если правильно.

банан, баван, канан, банан, банат, банан, даван, баман, банан, банан;

клетка, кьетка, клетта, клетка, кветка, кнетка, клетка, хлетка, клетк;

автобус, автокус, мавтобус, автобус, автобус, автобут, кавтобус.

 «Разноцветные мячики. Красный – гласный, синий – нет.

 Что за звук? Дай мне ответ!»

Взрослый бросает мяч детям. (1) Поймавший называет гласный звук – если это красный мяч, согласный – если это мяч синего цвета.

(2) Ребенок называет слово, начинающееся с гласного – если это красный мяч, с согласного – если это синий мяч.

 «Исправь ошибки»

Взрослый читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук, с длинными усами (жук).

Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!» (звери).

Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не миска (киска).

Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей (грачей).

 «Путаница»

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Спросить ребенка, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

 «А ну-ка, догадайся!»

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; цветок, яйцо, курица – "ц";

коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь";

 коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь";

лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль";

 рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".

 

III.Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза

Определение количества слогов в словах разной сложности

Выделение гласного, затем согласного звука в звуковом потоке, затем в слоге

Выделение первого и последнего звука в слове

Выделение слова с заданным звуком из ряда слов или из предложения

Определение места, последовательности и количества звуков в словах

«Встречу слово на дороге – поделю его на слоги»

Взрослый бросает мяч ребенку, называя односложные, двусложные, трехсложные слова. Поймавший мяч определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно.

«Мяч передавай – слово называй»

(1) Дети передают мяч друг другу называя слова на заданный звук.

(2) Передают мяч друг другу, называя слово, начинающееся на конец слова, который назвали раньше (арбуз, заяц, цыпленок …).

 «Гусеница»

Ребенок выкладывает из деталей гусеницу. Количество деталей берет столько, сколько звуков в заданном слове. Затем он вытаскивает из двух карточек (на одной изображена голова гусеницы, на другой хвост) одну и называет первый звук в слове или последний в зависимости от картинки (лук - стол, шапка – ландыш, сумка – кокос).

«Рассели животных» (бусы)

Детям необходимо распределить картинки с животными (игрушки), в названиях которых есть заданные звуки, например ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.

«Шифровка»

Положи столько красных фишек, сколько гласных звуков в слове.

«Подарки друзьям»

На день рождения Наташе подарили игрушки, в названии которых есть звук Ш, Жанне подарили игрушки со звуком Ж.

Для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно-образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (родитель – логопед-воспитатель), каждый из которых заинтересован в успехе ребенка.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.10.2020

Дата обновления: 22.10.2020

Дата публикации: 22.10.2020

Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».