18.03.2021
В двухлетнем возрасте ребенок склонен
требовать. Это нормальное поведение для данного возраста, оно проходит с
дальнейшим развитием малыша. Но если и в дошкольном и школьном возрасте вы
постоянно слышите от ребенка: «Купи мне…», «Дай мне…», «Мне нужно…», вам стоит
обратить внимание на причины его поведения.
Причины требовательного поведения ребенка
Некоторые дети не умеют сравнивать свои
потребности с потребностями окружающих, они требуют и манипулируют, проявляя
чрезвычайно корыстное поведение. На это есть много причин.
¾
сложные эмоциональные ситуации, такие как развод родителей
¾ психологические травмы, полученные в раннем возрасте, могут
привести к формированию нарциссического поведения. Оно служит для ребенка защитой от
неприятных эмоций
¾ часто родители непроизвольно
провоцируют требовательность, потакая всем капризам малыша. Так они стремятся показать свою любовь (особенно, если они проводят с ребенком недостаточно
времени)
¾ родители чрезмерно балуют малыша,
потому что в детстве были лишены определенных благ
¾ родители могут заглаживать свою вину
перед ребенком за свой развод. К сожалению, их усилий никогда не бывает
достаточно: сколько бы они не давали, ребенок требует больше
¾ родители могут неосознанно
показывать ребенку пример нарциссического поведения. Если один или оба родителя
склонны к эгоизму и главенству в семье, малыш делает вывод, что так можно
добиться желаемого
¾
родители,
которые имеют завышенные ожидания, тоже провоцируют требовательность.
Пренебрежительное отношение к малышу часто формирует у
него нарциссические модели поведения, особенно в раннем возрасте. Если мама не
может или отказывается удовлетворить потребности ребенка, со временем это может
привести к задержкам развития его психики.
В большинстве случаев истинная причина требовательного
поведения ребенка заключается в постоянном ощущении того, что все окружающие
ему что-то должны. Ребенок чувствует, что жизнь несправедлива, и окружающие
должны ему всё, чего ему не хватает: воспитание, любовь, знания и т. д.
Если ребенку недостает чего-то из этих базовых
элементов, он чувствует себя обделенным, что впоследствии вызывает чувства
злости и фрустрации. Он не знает других способов
удовлетворить свои потребности, поэтому постоянно требует, чтобы его желания
немедленно выполняли. И это приводит к еще большему чувству
неудовлетворенности, поскольку истинная причина такого поведения не устранена.
Иногда у детей развивается подобное поведение само по
себе, без влияния родителей. Причины этого до конца не выяснены, но ученые
предполагают, что это связано с расстройствами нервной системы.
Независимо от причин, требовательное поведение ребенка
проходит своеобразный цикл, когда другие его потребности не удовлетворяются
из-за того, что с ним трудно найти общий язык. Сверстники избегают ребенка, и у
него возникают проблемы с кругом общения; воспитатели и учителя теряют терпение, и его успеваемость в детском саду или
в школе падает. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на самооценку ребенка, и он компенсирует это всё большей и большей
потребностью в вещах игрушках и т.д., пытаясь с их помощью вернуть свой статус
и ценность как личности.
Цикл
требовательного поведения
Обычно люди
даже во взрослом возрасте не могут самостоятельно прекратить цикл
требовательного поведения, не прибегая к помощи специалиста, поскольку
ошибочное мышление сильно их ограничивает. Среди ошибок мышления детей с
требовательным поведением наиболее распространены следующие:
·
Искажение
реальности.
Требовательные дети буквально познают окружающий мир сквозь призму своей боли и
стыда. Они не могут интерпретировать ситуации с позиции здравого смысла,
поскольку их самолюбие уязвлено.
·
Перемены
настроения. Дети
подвержены частым переменам настроения, потому что они колеблются между
стремлением вести себя хорошо и необходимостью выразить чувство злости или
грусти из-за того, что их потребности не реализованы. Для ребенка
неудовлетворение своих потребностей равносильно отказу.
·
Неконтролируемые
импульсы. Из-за
обостренного самолюбия ребенок очень чувствителен к внешним раздражителям,
поскольку чувствует от них угрозу. Кроме того, он испытывает необходимость в
удовольствии, поэтому хочет сразу же получать желаемое.
·
Неспособность
к сопереживанию. Ребенок
так подвержен чувствам боли, стыда и неудовлетворенности, что не может
принимать чужую точку зрения.
·
Отказ. Требовательное поведение – это
способ отвлечься от боли, которую ребенок испытывает глубоко внутри. Все
попытки исправить его поведение приводят к тому, что он отказывается брать на
себя какую-либо ответственность. Это происходит потому, что любая
критика вызывает у него чувства боли и стыда. В таких случаях он обвиняет в
своем поведении внешние обстоятельства вместо того, чтобы принять
ответственность за свое поведение. Ребенок утверждает, что в его поведении
виноваты вы, а не он. При этом он часто впадает в истерику, чтобы отвлечься от
неприятных чувств.
·
Потребность
в том, чтобы ребенка считали особенным. Он фантазирует о неограниченном богатстве, власти,
мести и испытывает огромное стремление к тому, чтобы его считали особенным и
позволяли ему больше, чем остальным.
·
Проблемы
с идеализацией и обесцениванием. Требовательный ребенок часто идеализирует значимых
для него людей, утверждая, что они замечательные, особенные, самые лучшие. Но
как только эти люди призывают его к ответственности за свое поведение, он их
обесценивает.
Что делать с
требовательным ребенком
Родители при работе с требовательными детьми должны
найти индивидуальный подход, чтобы прекратить цикл требовательного поведения. Дети
с нарциссическими чертами больше заинтересованы во внимании и сочувствии родителей,
чем в изменении собственного поведения.
Родители должны сосредоточиться на том, чтобы развить
у ребенка социальные навыки и сопереживание, потому что только через принятие
точки зрения других людей ребенок сможет прекратить свое нездоровое поведение и
обратить внимание на свою внутреннюю боль.
Для этого следует с дружественной позиции показать
ребенку, что его поведение неэффективно. Так он сможет переоценить свое
поведение, не чувствуя при этом, что его обвиняют.
Устанавливая доверительные отношения со взрослым,
проявляющим к нему заботу, ребенок начинает чувствовать себя в достаточной
безопасности для того, чтобы исследовать истинные причины своего поведения.
После этого он готов выработать новые модели поведения, которые прекращают
негативный цикл и делают его жизнь свободнее и радостнее.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.03.2021
Дата обновления: 18.03.2021
Дата публикации: 18.03.2021