23.09.2020
На
современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья
детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное
физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее
вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и
умственное развитие, крепче здоровье. Потребность в движениях составляет одну из основных
физиологических потребностей детского организма, являясь условием его
нормального формирования и развития. Движения необходимы ребенку,
так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и,
следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования
растущего организма.
Здоровье
ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных
гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Проблема
здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро.
Словосочетание “формирование здорового образа жизни” заняло прочное место в
беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех
элементов образовательной структуры. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он
понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу
взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни
ребенка, решать системно и сообща.
Давным-давно,
еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: “Взрослым
кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же,
как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что
для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься”.
Забота о
здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные
позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые,
активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать
интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей.
Здоровый и
развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным
факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически
адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка,
происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения,
осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые
физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен
здоровый образ жизни. Рост количества детских заболеваний связан не только с
социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребенка, во
многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. Среди
многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность
растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная
потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием
всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на
организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах
оптимальных величин. Так при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает
целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и
структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается
сопротивление организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия
(чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной
физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение
сердечнососудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма
ребенка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для
обеспечения детей рациональным уровнем ДА. При недостаточной двигательной
активности ребенка (гиподинамии) неизбежно происходят ухудшение развития
двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка.
Одним из
основных условий совершенствования двигательного режима являлось глубокое
изучение индивидуальных особенностей детей в разных видах двигательной
активности и осуществление на этой основе принципа
индивидуально-дифференцированного подхода. В основу его положены концептуальные
положения дошкольной педагогики и психологии и формирования личности в процессе
деятельности (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, А.П.Усова).
Возрастные
и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются как
условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно
велика роль целенаправленного руководства двигательной активностью детей,
воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада. Это обусловлено
тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность ДА, не
всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что
самостоятельная двигательная активность детей на шестом-седьмом году жизни все
больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье
(увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием
статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей
(компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видеокассет и
т.д.). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться
вредные привычки малоподвижного образа жизни. Следует также помнить, что
старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными
возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к
нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам).
Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем
ДА детей, который может быть достигнут путем совершенствования двигательного
режима в дошкольном учреждении.
По данным ряда
медико-педагогических исследований, двигательная активность детей старшего
дошкольного возраста за время пребывания их в детском саду составляет менее
40-50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить
биологическую потребность организма ребенка в движении. Полноценная
двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного
оздоровления детей. Различные виды двигательных упражнений являются к тому же
физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости. Такие
упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, плавание, ходьба на лыжах,
скольжение на коньках содействуют повышению умственной и физической
работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому
и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.
Формами
организации оздоровительной работы, являются: самостоятельная деятельность
детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные
физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения
в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, в лес,
к водоему), физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья,
оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн).
Многочисленные
исследования, проведенные в последние годы физиологами и медиками, показали,
что медленный бег, особенно на свежем воздухе, - не только эффективное средство
повышения общей физической подготовленности, но и фактор укрепления здоровья
детей.
Прыжки,
как и бег - неотъемлемая часть двигательной деятельности ребенка. Прыжковые
упражнения укрепляют костно-мышечный аппарат ног и туловища, тренируют
глазомер, развивают координацию движений. Прыжки со скакалкой занимают
значительное место в работе с детьми дошкольного возраста, способствуют
повышению выносливости, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечнососудистую и
дыхательную системы, мышцы ног. В прыжках с короткой скакалкой дети проявляют
большую активность и настойчивость. Прыжки с продвижением вперед, с ноги на
ногу, длительно повторяющие равномерное движение, развивают выносливость так
же, как и беговые упражнения.
Существенным
компонентом любого вида деятельности (игровой, театральной, конструктивной,
учебной и др.) являются движения. Именно этим и объясняется необходимость
глубокого изучения ДА ребенка в единстве с его деятельностью и тесной
взаимосвязи с различными сторонами его развития.
При
изучении двигательной активности детей важным явились два аспекта:
-
определение наиболее адекватной деятельности, способствующей полноценному
удовлетворению потребностей ребенка в движении, его моторному развитию;
- поиск
путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в
организованной и самостоятельной деятельности.
Двигательный
режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как
организованную, так и самостоятельную.
При
разработке рационального двигательного режима важно, не только обеспечить
удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и
предусмотреть рациональное содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении
разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей.
Двигательная
активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту,
интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет
основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому педагогам необходимо
позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии,
а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная
сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие
умственных, духовных и физических способностей детей.
Придавая
особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья
дошкольников необходимо определились приоритеты в режиме дня.
Первое место в
двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К
ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика,
подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на
занятиях с умственной нагрузкой и т.д.
С целью
оптимизации двигательной активности и закаливания детей внедряются
дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанных с
комплексом закаливающих мероприятий, а также вносятся нетрадиционные формы и
методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на
воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами,
гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между
занятиями при открытых фрамугах, индивидуальная работа с детьми по развитию
движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке, прогулки-походы в лес,
корригирующая гимнастика.
Второе
место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической
культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития
оптимальной ДА детей. Занятия по физической культуре проводятся не менее трех
раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе). Рациональное
использование времени и повышение двигательной активности на занятиях во многом
зависит от правильного выбора способов организации детей при разучивании,
закреплении и совершенствовании основных движений. При выборе того или иного
способа организации коллектива воспитатели учитывают задачу занятия и его
содержание, уровень двигательных навыков детей, их физическое развитие.
Использование разных способов организации детей на физкультурных занятиях
помогает добиваться лучших результатов в усвоении движений. Основными способами
организации детей старшего дошкольного возраста в основной части физкультурного
занятия должны быть групповой и поточный, а фронтальный, посменный и
индивидуальный используем в различных сочетаниях: групповой и посменный,
групповой и фронтальный, в зависимости от цели и содержания занятия. Дифференцированное обучение основным
видам движений предусматривает решение конкретных задач на разных этапах
обучения.
На первом этапе — создать целостное представление о ДА,
выполнять упражнение в общих чертах. Четкий показ образца в определенном
заданном темпе, что позволит развить интерес к данному виду движения.
На втором этапе — отработать технику выполнения каждого
элемента движения и развить у детей чувство самоконтроля.
На третьем этапе — закрепить и совершенствовать приобретенный
навык овладения техникой двигательного действия; предоставить детям творчески
воспроизводить любое упражнение, самостоятельно регулируя и чередуя высокую ДА
со средней и низкой.
Важно тщательно продумать методы и приемы
регулирования ДА детей.
Во время физкультурного занятия следует
основное внимание обращать на создание высокой вариативности педагогических
условий, способствующих более эффективной реализации ДА детей, в основном
путем подбора дифференцированных заданий.
В общей подвижной игре для детей с разной
подвижностью важно обеспечить высокую ДА и совершенствовать движения и
физические качества. При этом широко использовать пространство зала, площадки,
развить у детей умение распределять роли и быть ведущим.
В заключительной части занятий необходимо
позаботиться о восстановлении дыхания у детей и возврате частоты их сердечных
сокращений к исходному уровню.
С целью активизации двигательной
деятельности детей во время занятий важно использовать разные приемы.
• Рациональное использование физкультурного
оборудования (минимум оборудования максимально обыграть).
• Включение разных способов организации
детей (фронтальный, поточный, групповой,
посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный).
• Лаконичное объяснение заданий и четкий
показ упражнений.
• Активизация
мыслительной деятельности
ребенка (использование пространственной
терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий,
наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций).
• Создание
специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как
решительность, смелость, находчивость.
• Использование
музыкального сопровождения во время разминки, упражнений
на расслабление, а также во
время хорошо знакомых детям двигательных
заданий и игр.
• Вариативность
подвижных игр, приемов их усложнения.
Важным показателем эффективности
физкультурного занятия является двигательная активность, которая может
удовлетворять потребность детей в движении.
Третье место отводится
самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она
дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных
возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником
активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от
индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.
Наряду с
перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение
отвожу активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут
принимать участие и дети среднего возраста ДОУ. К таким занятиям относится
неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на
воздухе и воде, игры-соревнования, спартакиады.
В
двигательный режим старших дошкольников входят также внегрупповые
дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по
разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная
физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания,
физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в
физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения).
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению
как самих себя, так и своих детей. “Родители являются первыми педагогами. Они
обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка в младенческом возрасте” (п. 1 ст.18 Закона РФ “Об
образовании”). К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня
нашего общества здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей
человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным
примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и
алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов
закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую
родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу
жизни. Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и
создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма
ребенка, его работоспособности.
Воспитание
детей – большая радость и большая ответственность, большой труд. Недостаточно
обеспечить материальное благополучие. Необходимо, чтобы каждый ребенок рос в
условиях душевного комфорта, добропорядочности.
Ведь главное
для нас – вырастить и воспитать здоровую, умную личность!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.03.2022
Дата обновления: 05.03.2022
Дата публикации: 23.09.2020