31.08.2021
Адаптация в детском саду:
уроки выносливости для детей и их родителей
Как сделать так, чтобы адаптация в детском саду проходила сглажено, без серьёзных проблем и психологических травм для всех участников процесса?
Реакция
Согласно статистике, только 1% малышей при поступлении в детский сад ведёт себя так, словно в его жизни ничего не изменилось. У всех остальных наблюдаются определённые реакции в зависимости от того, какая из сфер является их слабым звеном. Существуют разные виды адаптации, и с каждой из них приходится справляться.
Физиологическая
Приспособление маленького организма к изменившимся условиям: новому режиму дня (который категорически нельзя нарушать), другой пище, инфекционным атакам на иммунитет (пришёл кто-то с насморком — на следующий день заболела вся группа). Поэтому в адаптационный период могут наблюдаться такие реакции, как:
· нарушения сна;
· уменьшение аппетита и, соответственно, снижение веса;
· восприимчивость к инфекциям, ослабление иммунитета (болеет чуть ли не каждую неделю);
· обострение хронических заболеваний, если таковые имеются;
· у некоторых начинают скакать температура тела (даже при отсутствии вирусов и инфекций) и давление, учащается сердечный ритм.
Чтобы уменьшить стресс организма, родители должны: за 2-3 месяца до детского сада узнать режим дня и меню в группе, и дома максимально повторять их. Завтрак, обед и полдник устраивать в то же время, класть на дневной сон и будить в определённый момент. Каши, супы, компоты — ко всему этому нужно приучать заранее, иначе капризы по поводу еды будут выводить из себя всех вокруг.
Также нужно своевременно заняться укреплением иммунитета. Обратиться к участковому педиатру. Сейчас много растительных, витаминных и интерферонных препаратов, разработанных специально для детей 2-3 лет.
Психологическая
Самая сложная — психологическая адаптация. Ребёнок толком не понимает, для чего ему каждое утро нужно идти в детский сад и прощаться с мамой. Большинству кажется, что их перестали любить и просто отдали, так как они больше не нужны маме и папе. На фоне такого расстройства начинается фобия, что их не заберут вечером, за ними не придут и они останутся одни. В результате все эти переживания могут вылиться в такие реакции, как:
· истеричность, нервозность, раздражительность, капризность;
· плаксивость — могут плакать даже без повода, не умея объяснить своё состояние);
· агрессивность (или ко всем, или только по отношению к родителям);
· апатия, равнодушие, безынициативность, вялость или же наоборот — чрезмерная возбуждённость;
· упрямство;
· постоянно плохое настроение.
Рецепт лекарства в таких случаях только один — больше внимания и заботы + разъяснительные беседы, зачем вообще существует садик и почему в него так необходимо ходить каждый день.
Для одних детей данный вид адаптации даже в какой-то степени выступает в роли помощника. Если они активные и общительные, в играх с другими забываются и не чувствуют одиночества и брошенности. Но большинство всё-таки теряется в таком потоке малышей. К каким последствиям следует быть готовыми:
· отказываются идти в садик, потому что «Марьиванна злая, а Вася игрушки отбирает»;
· перенятие у других девиантных паттернов поведения (начинают кусаться, плеваться, обзываться) и плохих слов;
· обострение чувства собственности и жадности, даже если до этого был добрым;
· формирование комплексов, занижение самооценки;
· уход в себя, появление аутических черт.
В этом случае все силы следует бросить на развитие коммуникативных навыков. Возможно — записаться на несколько сеансов к психотерапевту. Групповые и семейные тренинги творят в этом плане настоящие чудеса.
Когнитивная
В садике ребёнка ждут развивающие занятия, с которыми он может не справляться. Причины — самые разные: невысокий IQ, физические дефекты, непонимание требований, отсутствие необходимых навыков и многое другое. В результате не получается элементарное: нарисовать солнышко, слепить цветок, выучить стихотворение. Из-за таких провалов реакции могут быть достаточно плачевными: регрессия навыков, полученных ранее: ребёнок, достаточно внятно говорящий, умеющий пользоваться ложкой и самостоятельно одеваться, ходить в горшок, отказывается воспроизводить подобные действия; снижение познавательного интереса: отказывается играть, заниматься, что-то делать, объясняя, что просто «не хочет».
Если сложности вызвала именно когнитивная адаптация, родители
не должны пускать на самотёк подобные реакции. Необходимо поговорить с
воспитателем, психологом. Выяснить причины, почему так происходит. Работать над
устранением выявленных факторов и возбуждением интереса к занятиям. Если
запустить данные реакции на этом этапе, потом в школе возникнет масса проблем с
усвоением учебного материала.
На время адаптационного периода
родителям настоятельно рекомендуется:
·
создать дома
благоприятную атмосферу, исключить семейные ссоры и скандалы;
·
не повышать
голос, не наказывать слишком строго, относиться снисходительнее к промахам;
·
уделять
достаточно внимания, проводить как можно больше времени;
·
на выходных,
в праздники и во время больничных придерживаться режима дня садика;
·
усилить
витаминизацию питания: давать больше фруктов и детские минерально-витаминные
комплексы для поддержания иммунитета;
·
никогда не
высказываться плохо о его ровесниках-одногруппниках, воспитателях, нянях и
детском саду в целом;
·
избегать
повышенные эмоциональные нагрузки, которые стимулируют и без того возбуждённую
детскую нервную систему;
·
никогда не
сравнивать с другими детьми, ставя их в пример;
·
ежедневно
разговаривать с малышом о том, как прошёл день.
Родителям придётся немало потрудиться, чтобы адаптация прошла успешно.
Зато, если всё сделать грамотно, как советуют психологи и педагоги,
впоследствии проблем с посещением не возникнет.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.08.2021
Дата обновления: 02.09.2021
Дата публикации: 31.08.2021