17.09.2024
02.09.2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рисование пластилином или
пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства - представляет
собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых,
полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал —
пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например,
декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В
некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия,
что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской
поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана
изображаются пластилинографией. Техника применения пластилина в качестве красок
многим детям знакома. Главным образом тем детям, которые посещают детский сад.
Но и те, которые знакомятся с пластилином - "краской" впервые, охотно
выполняют эту работу. Техника проста. Сильно разминаем пластилин, чтобы он
легко размазывался, и в таком состоянии намазываем его на картон. Создаем фон
будущей картины. А потом обычным рабочим пластилином "налепами"
выполняем все нужные детали задуманного рисунка. Неудачные места легко
исправить, убрав стеком пластилин и налепив новый.
·
этой технике
можно исполнять очень много разнообразных заданий. Так же много, как и обычными
красками, если научить детей расширять цветовую палитру пластилина. Только
размеры пластилиновых картин будут значительно меньше, поскольку для детских
рук исполнение их весьма трудоемко. Постепенно нужно усложнять сюжет картины и
усиливать требования к исполнению согласно возросшим умениям и навыкам детей.
Лепка тренирует усидчивость,
трудолюбие, моторику пальцев рук, развивает глазомер. Начинать лучше с размера
в четверть альбомного листа: такой формат ребенок в состоянии покрыть тонким
слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцами правой руки
(для левшей, соответственно, левой руки) попеременно. Иногда, если основная
рабочая рука устала, можно часть работы переложить на другую руку.
Практическим знакомством с
пластилином должна быть лепка на свободную тему. По своему усмотрению педагог
может использовать создание объемных предметных композиций, при такой
комплексной подаче информации формируются связи, позволяющие ребенку переносить
объемное изображение на плоскость и, наоборот, формировать объемное видение
плоского рисунка; активизируются образное мышление и фантазия.